Закрыть ... [X]

Байдарка своими руками

Закрыть ... [X]

Казалось бы, закономерный вопрос: зачем делать каркасную байдарку, если в продажу поступают промышленные образцы? Но, как известно, недорогих каркасников в магазине не бывает. Еще плюс — соотношение грузоподъемности к собственному весу у самодельных каркасных байдарок почти в 2 раза лучше, чем у промышленных моделей. Поэтому нагрузку на одного человека можно уменьшить на 7–10 кг.

каркасная байдарка своими руками

Специалисты предлагают сделать байдарку с закрытой декой, как у каркасно-надувной байдарки, что упрощает изготовление судна, ускоряет сборку, увеличивает его комфортность. В этом случае у байдарки не будет фальшбортов, к которым крепится дека — их заменит верхний силовой пояс.
Обводы байдарки можно взять любые. Советуется лишь сделать надводную часть (деку) высокой и применить схему каркаса, показанную на рис. 1.

1

Вес корпуса одноместной байдарки 11 кг, вес каркаса 7 кг.

Удлинением на одну секцию (70 см) можно сделать ее 1,5-местной (1 гребец и 1 пассажир); На две секции (150 см) — 2-местной; На 3 секции (75+75+50 см) — 2,5 местной. Подбираем материал для байдарки

Для каркаса потребуются трубки 16х1 (здесь и далее первая цифра — диаметр, вторая — толщина стенки, в мм) и более толстая труба для кильсона. В качестве основной трубы используются обручи хула-хупов. Их можно гнуть и выпрямлять без отпуска. Диаметр обруча 93 см.

Для кильсона используется труба от ножек старой раскладушки (размер 22х1,5). Длина выпрямленной ножки — 1,15 м. Для выпрямления трубы необходимо отпускать. Место отпуска покрывается тонким слоем хозяйственного мыла и нагревается, пока мыло не станет темно-коричневым. Нагрев не должен быть слишком быстрым (не менее 5–8 минут), затем труба остывает на воздухе. Обрабатывают ее в течение 2-х часов после отпуска — позже металл начинает твердеть.

Нецелесообразно использовать трубы, размер которых больше 30х1,5. При толщине стенки 1 мм они могут оказаться недостаточно прочными на стыках, в точках контакта со штифтами и винтами.

Выпрямлять трубы можно с помощью хорошо закрепленной трубы, внутренний диаметр которой около 40 мм, или на двух прочных стойках, расстояние между которыми 10 см. Если стойки металлические, обязательны деревянные прокладки.

Делаем штевни и кильсон

С конструирования штевней и кильсона начинается изготовление байдарки. Длина кильсона определяет длину байдарочной упаковки. Поэтому целесообразно делать его из деталей, длина которых не более 110 см, что соответствует размеру веретена обычного байдарочного весла. Для одноместного судна достаточно одинарного кильсона, для большего — необходим двойной.

Штевни удобно делать из ножек раскладушки с уже готовым изгибом. При использовании трубы 22х1,5 ее профилируют до 15–16 мм с помощью валков, сделать которые довольно сложно. Поэтому профилировать можно просто молотком, но очень осторожно. Гнуть и разгибать профилированные трубы нельзя.

Стыки делают из той же трубы, вырезав из нее полоску шириной 14–15 мм и придав молотком нужную форму (рис.2).

2

Полная длина стыка — 20 см: 10 см фиксированная часть и 10 см — разъемная. Фиксированная часть входит плотно (забивается молотком), разъемная, наоборот, входит и вынимается легко.

Разрез стыка должен находиться сверху; Фиксированная половина закрепляется болтом М5-М6, который слегка расклепывается для того, чтобы гайка не смогла отвернуться; Разъемная половина закрепляется при сборке либо таким же болтом, либо штифтом того же диаметра с фиксацией; Все отверстия в кильсоне следует делать лишь в середине по горизонтали (наименее нагруженная часть).

Распирающий стык, показанный на рис. 3, делается по тому же принципу. Для накладки можно использовать прокатный уголок 30х30 из Д16Т или полоску листового Д16Т толщиной 4 мм.

Переход от одинарного к двойному кильсону, возможный вариант которого показан на рис. 4, лучше делать за замком второго шпангоута и перед замком предпоследнего шпангоута. Необходимо тщательно обработать концы трубок в переходе, чтобы они плавно уходили вверх от шкуры, не создавая уступов. Широкое разнесение трубок двойного кильсона усложняет изготовление и увеличивает вес.

Соединять трубки двойного кильсона лучше болтом М4 с распоркой из куска тонкой трубки. Фиксирующие болты или штифты пропускают через обе трубы сразу.

Шпангоуты делаются из трубки 16х1. Для ее изготовления потребуется оправка (трубогиб), которая используется и для выпрямления труб стрингеров. Для оправки (рис. 5) может подойти металл или твердое дерево. Толщина деревянных щечек — не менее 1 см, металлических — 3–5 см.

Готовим чертеж каркасной байдарки На большом листе бумаги отмечается положение стрингеров и кильсона в сечении шпангоута; Затем проводится линия натянутой оболочки; Рисуется сам шпангоут. Он должен касаться кильсона, проходить на расстоянии не менее 3 см от оболочки в области ниже ватерлинии, а ось шпангоута — не дальше 6 см от осей стрингеров; Избегайте крутых изгибов.

Стык кольца шпангоута делается над кильсоном: шпангоут гнется от стыка. В течение всей работы необходимо проверять качество исполнения, прикладывая готовую часть изделия к чертежу (допустимые отклонения 3–5 мм).

На первый и последний шпангоуты уходит около 1,5 м трубы, на остальные примерно по 2 м. замыкается кольцо шпангоута стыковочной трубкой хула-хупа. Стык длиной 10 см забивается в одну трубу до середины, фиксируется там глубоким накерниванием, а затем на него надевается вторая труба.

Замок, соединяющий шпангоут с кильсоном (рис. 6) делается из прокатного уголка 30х30 — его толщина 2,5 мм, материал Д16Т. Крепится он на шпангоуте либо расклепанными винтами М4-М5, либо гвоздями диаметром 3 мм, которые пропускаются через отверстия и загибаются.

Закрепив замок, вы одновременно фиксируете стык. Увеличенная за счет этого толщина металла позволяет выдержать нагрузки без разбалтывания крепежных отверстий. При сборке шпангоуты должны вставляться с наклоном в сторону распорного стыка.

Вырезаем кницы для каркасной байдарки

Кницы (узлы крепления стрингеров к шпангоутам) делают из отходов трубки (рис. 7) с помощью ножниц по металлу:

Кусок трубки 16х1 длиной 7 см разрезается вдоль на 3 части; Средняя часть (4 см) выпрямляется молотком, а края, наоборот, загибаются до дуги радиусом 4 см; Полоска огибается вокруг металлического стержня и зажимается в тиски; Между торчащими загнутыми концами полоски вставляется деревянный вкладыш 14х14х30 мм (сосна, береза) и обжимается плоскогубцами; Затем одевают отрезок трубы длиной 7 см, в торце которого круглым напильником сделана выемка глубиной 4 мм; Трубка забивается молотком до тех пор, пока не упрется в стержень; Полоска фиксируется на трубке заклепкой (гвоздем) диаметром 2 мм.

В местах установления книц шпангоут предварительно сплющивается до 13 мм и накладывается на чертеж.

На трубке опоры кницы делаются отметки внешнего края шпангоута. Трубка просверливается сверлом 9 мм, затем отверстие распиливается надфилем так, чтобы края отверстия совпадали с отметками внешнего края шпангоута и были перпендикулярны стенкам трубки. Она разрезается от торца до края отверстия.

Трубка у края отверстия слегка сплющивается вдоль оси отверстия, а разрезанные части выпрямляются, образуя крепежные лапки. Они обрезаются так, чтобы не выходили за шпангоут, затем обрезаются углы.
Готовая к установке кница показана на рис. 8. Она одевается на шпангоут до упора, краями выреза в шпангоут. Если вам не удастся это сделать, расширьте вырез или сплющите сильнее шпангоут. Ось ушка кницы должна совпадать с осью стрингера на чертеже. Кница фиксируется двумя заклепками (гвоздями).

На первом и последнем шпангоуте стрингера идут под углом к плоскости шпангоута, который необходимо учитывать при установке книц.

Собираем раму кокпита

Раму кокпита изготавливаем из ножек старой раскладушки. Детали носовой части соединяют между собой пластиной с пятью отверстиями:

Носовая часть кокпита лежит на 2-ом шпангоуте, повторяя его изгиб, отверстие пластины надевается на фиксатор; На шпангоуте отрезаются два ближайших к раме кокпита фиксатора, два других остаются, и в этих местах на деке ставятся люверсы; Детали кормовой части кокпита соединяются под углом по изгибу шпангоута 2 и с опорой на края шпангоута 3; Для закрепления спинки кокпита на продольном бимсе изготавливается из дюраля пластинка, к которой приклепывается деталь, изогнутая по форме бимса; Кокпит крепится к бимсу, заглушенному пробкой, винтом, или на бимсе крепится дюралевый ограничитель.

К раме крепится спинка при помощи резиновых колец. Спинку и сиденье можно сделать из одного сиденья старой байдарки. Остается соединить обе части кокпита и закрепить на шпангоуте 3. Сиденье крепится полукольцами на шпангоуте 3 и опирается на кильсон резиновыми полосками.

Изготавливаем оболочку одноместной байдарки

Оболочку можно выкроить из старой оболочки байдарки «Таймень» или склеить из материала М-72 (или 600), что более трудоемко. Оболочку нужно стянуть от борта к борту и наметить линии сокращения и пришива деки, ориентируясь на привальный брус.

Деку выполняют на шнуровке, которую делают с помощью люверсов или металлических петель. Сплошную деку делать нельзя: байдарка не соберется, загружать и разгружать ее будет труднее. Шнуровка закрывается клапаном из водостойкой ткани на молнии.

В носовой и кормовой части к деке пришиваются полоски ткани, которые приклепываются к деке на «репейнике» или фиксаторами. На оболочку по кильсону к стрингерам желательно наклеить проекторы из тонкой прочной резины (из велокамер). Швы на деке также желательно проклеить.

При сборке каркасной байдарки носовой отсек вставляется в оболочку в собранном виде, а кормовой отсек — в разобранном:

Третий шпангоут ставят после стыковки кильсона и распорки (растяжения) оболочки; В карманы деки вначале лучше вставить кормовую часть кокпита и укрепить его на продольном бимсе, а затем носовую часть кокпита; Фиксаторы вставляются в шпангоут 3 и запираются крючками, после чего зашнуровывают деку.

В заключении стоит сказать, что каждый турист-водник может сделать каркасную байдарку своими руками, осуществить эту идею или использовать личный опыт.

Предыдущая статья: ТОП-10 фильмов, которые стоит посмотреть на праздники тем, кто устал отдыхать? Следующая статья: Закон о СРО: канализационный процесс


Источник: http://mdays.ru/karkasnaya-bajdarka-svoimi-rukami/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Скайрим как сделать урон
Своими руками для интерьера стен
Скамья для качелей своими руками
Как посмотреть о крит самостоятельно
Песок для лепки своими руками
Блог красота своими руками
Как сделать запись с ютуба на компьютер


Байдарка своими руками
Байдарка своими руками


Каркасная байдарка своими руками Мужской журнал
Как сделать байдарку из фанеры своими руками: чертежи, фото



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ